hugo

Американская трагедия


История США, также как и российская, имеет свой «Курск»: правда, морская катастрофа первых гораздо масштабнее — под воду ушло три эсминца и погибло около 800 человек (число жертв «Курска» — 118). Американская трагедия произошла в середине декабря 1944 года и это событие стало темой эссе известного рок-критика и писателя Грейла Маркуса (р. 1945), на чью жизнь и судьбу катастрофа повлияла непосредственно: на одном из кораблей служил его 24-летний отец, который погиб во время тайфуна. В своём тексте Маркус размышляет о свойствах человеческой памяти в ситуации когда самого близкого человека ты никогда не видел, но он, в качестве участника грандиозного исторического события, выглядит в твоём воображении (не в памяти!) мифологическим героем. («Из вышесказанного становится ясно, к какой части души относится память — именно к той же, что и воображение». /Фома Аквинский/). В качестве вспомогательного инструмента, для своего автоархеологического («самокопательского») труда, Грейл Маркус привлекает пример фильма Дэвида Линча «Синий бархат» и это настолько любопытный метод, насколько вообще может быть любопытен малоизвестный для российского читателя эпизод Второй Мировой войны.

Скачать pdf в красивом оформлении

Читать VK


Читать FB

Когда я сделал перепост этого материала ВКонтакте, мне написал заведующий конторы «полтора дезертира», впервые опубликовавшей этот материал, и выразил мнение, что моё сравнение трагедии «Курска» с американской катастрофой некорректно. Я пояснил ему, что «здесь больше имеется в виду отношение общества к событию — как я понял из текста Маркуса, в США к этой катастрофе относятся так же трепетно, как у нас к “Курску”». В ходе нашего диалога мой знакомый заведующий также высказал пару, на мой взгляд, важных замечаний: 1) «У нас [в России] нет устойчивого интереса общества или сколько-нибудь широких кругов к подобным вещам. Это длится пока свежа новость, а дальше [это] касается только специалистов и маргинальных групп доморощенных историков. (Пере)осмысление, пере-живание истории в России вообще не в чести — в отличие от воспроизведения ограниченного набора школьных мифов». 2) «Вообще, дело с этими эсминцами — очень специфическая штука. Там куда важнее, пожалуй, не 800 трупов, а отказ бунтовать».
hugo

Боб Блэк. «Миф о правах человека» (2019)


Друзья, хочу поделиться с вами радостной новостью. Вышла книга в моём переводе: «Миф о правах человека», сочинение Боба Блэка. В этом тексте, на богатом историческом, научном и философском материале, автор убедительно показывает, что такой устоявшийся, но до сих пор мало осмысленный феномен – права человека – является инструментом вовсе не освобождения, безопасности, свободного доступа людей к благам и их заботливого отношения друг к другу, а наоборот: инструментом власти, угнетения, путанности, противоречивого толкования законов и, в конечном итоге, вражды – как между народами, культурами, цивилизациями, так и между отдельными личностями. Известное нам понятие прав человека не только является современным, локальным и агрессивным феноменом западной цивилизации, по сути не принятом в остальном мире, но и не имеет «глубинного», «морального» источника в европейской цивилизации (если судить по её фольклору и эпосам). А поскольку Боб Блэк известен как автор анархистского мировоззрения, то не обошлось и без указаний на заинтересованность Государства в правах человека:

«Права укрепляют Государство. Они также легитимизируют его. Как Государство может обеспечить соблюдение ваших драгоценных прав, если оно прав не имеет? А также власти. Чтобы обеспечить соблюдение прав, государство должно использовать принуждение, насилие. В этом суть Государства – в узаконенном принуждении. Вполне возможно, что чем больше прав, обеспечиваемых Государством, тем больше власти необходимо для их соблюдения. Но Государство, обладающее большей властью для обеспечения прав, имеет больше возможностей делать что угодно. У него больше возможностей нарушать права. Насколько я знаю, обеспечение прав никогда не являлось для Государства приоритетом».


Среди тех, кто уже знаком с другими текстами Боба Блэка, встречается мнение, что автор этот в некотором смысле маргинальный и весьма неоднозначный. Но книга, которую я с большим интересом прочитал и перевёл, уверен, предназначена не только для давних читателей Блэка. Здесь дело в самой теме. Не далее как на прошлой неделе во вполне респектабельном и уважаемом издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга респектабельного и уважаемого политолога и профессора Майкла Игнатьева «Права человека как политика и как идолопоклонство». Боб Блэк цитирует её в своём «Мифе». Рассказывая о книге Блэка, мне совсем не в тягость упомянуть и работу Игнатьева, потому что, повторю, дело здесь не в фамилиях, а в теме, которая может кого-то из вас привлечь. Хотя, разумеется, вашему вниманию я больше рекомендую Боба Блэка.


Я давно интересуюсь работами этого автора – в 2004 году в России вышел первый сборник его статей, «Анархизм и другие препятствия для анархии», и тогда же я стал работать в книжном магазине «Гилея», где, усилиями одноимённого издательства, была издана и продавалась эта книга. В 2014 году я перевёл для «Гилеи» второй сборник статей Блэка, «Анархия и демократия». И вот, совсем новый текст – «Миф о правах человека». Хотя не такой уж он новый – первое публичное выступление Блэка на эту тему состоялось в том же 2014-м. И несмотря на то, что автор уже опубликовал эту работу на academia.edu, он и в 2018 году продолжал возвращаться и дорабатывать этот текст. Переводя «Миф» на русский язык, я сотрудничал с Бобом Блэком, и сегодня этот текст имеет более-менее завершённый вид, хотя в начале января сего года, закончив (вроде бы) перевод, я столкнулся с необходимостью перевести ещё десять (!) страниц, добавленных автором. А ведь оригинальный текст уже несколько лет как опубликован! Не удивлюсь, если через некоторое время после выхода русского издания, автор продолжит свои наработки в этой теме. Они, впрочем, уже известны: в прошлом месяце Блэк опубликовал на своей странице на academia.edu. текст под названием «Анархизм и права человека», по объёму сопоставимый с «Мифом»! Я процитирую окончание этой совсем новой работы:


«Научный фантаст Роберт Хайнлайн однажды написал, что вооружённое общество – это вежливое общество. Это несостоятельная ковбойско-киношная фантазия. Все исторические и современные свидетельства доказывают обратное. США не являются вежливым обществом. Но я осмелюсь сказать, что общество себялюбцев – вежливое общество. В нём не было бы ни государства, ни закона, ни прав, но было бы много возможностей. И была бы красота. Там может успешно развиваться каждый человек, и если у кого-то это получается, то в значительной степени это зависит и от каждого в отдельности, и от окружающих. Если нужна помощь, поспрашивай вокруг. Узнай, чего стоят твои друзья-анархисты. Я узнал, чего стоят мои. Друзей можно найти и получше».

Друзья, среди вас много тех Единственных, лучше которых не найти. Люблю вас и дорожу вами.

Обратите внимание на книгу – она очень интересная!


P.S. У меня была идея оформить обложку книги картиной «Плавт-мельник» (1864) итальянского художника Камилло Миолы (но из-за моей дизайнерской неопытности я решил пойти по более лаконичному пути). Римский комедиограф Плавт за долги работал на мельнице и там пересказывал простым людям свои комедии. В названии книги есть слово «миф» – о правах человека, – а слово «миф» это что-то из древней Греции/Рима. А сам Боб Блэк, по сути, этакий Плавт, рассказывающий свои истории тем, кто хочет его слушать.
László Moholy-Nagy

Интервью о группе Небослов